Пластинчатые
Пластинчатые гидромоторы предназначены для применения в реверсивных регулируемых и нерегулируемых гидроприводах, в гидроприводах, требующих частых включений или автоматического и дистанционного управления, к которым не предъявляется высоких требований к жесткости механической характеристики.
Гидромотор устроен следующим образом (рис.1). Масло из отверстия 23 поступает в канал 22 корпуса 3, откуда через окна 26 переднего диска 21, попадает на лопатки 27 ротора 20, вращающегося по часовой стрелке (см. разрез А—А). Слив масла происходит через окна заднего диска 10 и отверстие 8 в крышке 11. Вал 1 вращается в двух шарикоподшипниках 24.
Лопатки 27 первоначально прижаты к статору 19 пружинами 7, выполненными в виде коромысла и опирающимися на ось 25. Каждая пружина прижимает одну пару лопаток, расположенных под углом 90° друг к другу. Пружина не испытывает дополнительных деформаций, а лопатки все время поджаты с одной и той же силой. Ротор 20 вращается между двумя отельными распределительными дисками: передним диском 21 со стороны корпуса 3 и задним диском 10 со стороны крышки 11. Кольцевой выступ заднего диска 10 входит по скользящей посадке в крышку 11. В полость 15 через ряд соединенных друг с другом отверстий поступает жидкость под давлением, чем достигается автоматический поджим заднего диска 10. Первоначальное его прижатие производится тремя пружинами 12.
Под действием давления со стороны отверстия 16 золотник 13 с одной стороны отодвинут до упора в пробку 18, а с другой — соединен через отверстие 17 с полостью 9, сообщающейся с отверстием 8.
Полость 15, находящаяся под давлением жидкости, сообщается с полостями 5.
Для изменения направления вращения напорная магистраль соединяется с отверстием 8, а сливная — с отверстием 23. Золотник 13 под давлением масла, поступающего через отверстие 17, отодвигается до упора в пробку 14. Переместившись, он открывает ряд отверстий, соединяющих полости 15 и 5 с отверстием 8. Таким образом обеспечивается поджим заднего диска 10 для обоих направлений вращения. Уплотнение между полостями 15 и 9 создается благодаря малому зазору между задним диском 10 и крышкой 11 и с помощью резинового кольца (на рис.1 не показано).
Для предохранения утечек по валу поставлена манжета 2. Уплотнение стыка корпуса 3, крышки 11 и кольца статора 19 обеспечивается резиновым кольцом 6. Через отверстие 4 утечки отводятся в бак или сливную магистраль.
За один оборот вала происходят два цикла подвода и два цикла отвода масла под одну лопатку. Благодаря диаметрально противоположным подводам и отводам нагрузка на ротор 20 от давления масла со стороны линии давления уравновешена и подшипники разгружены.
Конструкция крышки 11 позволяет собрать гидродвигатель таким образом, что отверстия 23 и 8 будут расположены с одной стороны, для чего следует перемонтировать крышку 11.